Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

Мы живем в удивительной стране, где на территории более чем в 17 тысяч квадратных километров находится почти 160 тысяч населенных пунктов. Все они разные – большие и маленькие, расположенные близко к столице и разбросанные по бескрайним российским просторам, сосредоточенные вокруг промышленных предприятий и живущие сельским хозяйством… Но самое главное в них, конечно, люди. К счастью, вектор развития нашей страны направлен на создание комфортной среды для населения. Пример подает Москва: город с каждым годом становится удобнее (появляются новые развязки, станции метро), красивее (разбиваются скверы, парки – на свое 870-летие, например, столица получила в подарок уникальный парк «Зарядье», созданный в историческом районе)…

Наш город, безусловно, не отстает. А в некоторых моментах даже выходит в лидеры: в 2017 году Тюмень занимает первое место в рейтинге российских мегаполисов, второе ? по уровню качества жизни, не стоит забывать и о том, что именно у нас ? лучшие дороги. Да и как иначе!? Статус нефтегазовой столицы (пусть и неофициальный) одного из самых успешных по всем показателям регионов обязывает!

О реализуемых проектах, достигнутых результатах и планах на будущее в сфере городского благоустройства мы поговорили с Сергеем Викторовичем Шустовым – начальником Главного управления строительства – главным архитектором Тюменской области.

Город постоянно преображается, и вместе с этим меняются, как поясняет Сергей Викторович, взгляды жителей на его архитектурный облик – жилые дома, объекты социально-культурного или даже производственного назначения. Так, если раньше во главе угла стояла функциональная составляющая, а в пределах одной улицы, квартала могли сосуществовать совершенно разноплановые объекты, сейчас огромное внимание уделяется их эстетическому виду, выбору удачного месторасположения – важно, чтобы появляющиеся здания и сооружения гармонично вписывались в окружающую архитектурную среду, радуя горожан и гостей города. Если говорить о Тюмени, то особенно тщательно продумывается застройка исторической части – каждое новое здание необходимо не просто построить в соответствии с техническими нормами, но и вписать в существующую среду.

Показательным объектом, в котором учтены все нюансы, касаемые архитектурного соответствия окружению, можно считать, например, строящуюся парковку возле Тюменского драматического театра: выходы и выезды из подземного паркинга будут полностью гармонировать с самим зданием, выполненным в стиле классицизма. Выдержать общую концепцию поможет и театральная площадь.

Но в Главном управлении строительства предметом пристального внимания становятся не только такие знаковые для города объекты. Например, недавно было принято решение на территории аэропорта Рощино построить ангар для обслуживания самолетов. «Вроде бы простой производственный объект, – рассказывает Сергей Викторович, - но мы думаем, как сделать его более эстетически привлекательным – он будет виден людям из окон заходящего на посадку или взлетающего самолета». Да, верно говорят: великое берет начало с малого.

И именно так, постепенно, день за днем, объект за объектом, расцветает наш любимый город. «В Тюмени есть все, чтобы она могла по праву называться областной столицей, – считает С.В. Шустов. – Мы шагаем в ногу со временем, стараемся не отставать от других городов и стран. Если говорить о спорте, то у нас прекрасный Легкоатлетический манеж, стадион «Геолог», Центр дзюдо, один из лучших, на мой взгляд, в мире современный биатлонный центр «Жемчужина Сибири». Строится аквапарк. Ежегодно сдаются новые школы, детские сады, особое внимание губернатор В.В. Якушев обращает на медицину: значительный объем средств выделяется на строительство медицинских учреждений и оснащение их современным оборудованием. Есть необходимые производственные объекты, обеспечивающие нужды нефтегазодобывающей отрасли…».

Безусловно, залогом успешного функционирования города является четкое планирование городского пространства. И если простые обыватели смотрят на мир с точки зрения того, что нужно сделать, куда пойти, и порой совершенно не обращают внимания, как выглядят дороги, дома, торговые центры, то люди, отвечающие за внешний облик областной столицы, оценивают все в комплексе – видят масштабы преобразований, перспективы развития… Так, основным направлением жилой застройки в ближайшее время, по словам Сергея Викторовича Шустова, будет юго-западное. Для размещения производственных объектов выбрана периферия: за пределы города из центральной части вынесены станкостроительный завод, завод пластмасс; в Антипино работают нефтеперерабатывающий завод, УГМК-Сталь и ряд других, более мелких производств; начал функционировать индустриальный парк в пос. Боровском, завершается подготовка первого этапа индустриального парка в пос. Богандинском.

Споры о том, нужно ли сопровождать производственную застройку жилой, возникают постоянно. Казалось бы, нет ничего удобнее, чем после рабочего дня прийти в квартиру, расположенную недалеко от места работы, и не тратить время на переезды. Но наряду с неоспоримыми плюсами есть и минусы: жители подобных районов часто жалуются на загазованность, шум… «Лучше, на мой взгляд, отработать хорошую логистическую транспортную схему, чтобы люди могли удобно добираться в любую часть города», - считает наш собеседник.

На теме строительства жилья Сергей Викторович остановился отдельно: в настоящее время на региональном рынке порядка 30?35 тысяч квартир, и практически половина из них – «первичка» (как уже готовое, так и завершаемое строительством жилье). Есть некоторое превышение предложения над спросом, в результате чего произошел небольшой спад во вводе новых квадратных метров (так, если в 2016 году в области введено в эксплуатацию 1683,8 тыс. квадратных метров жилья, то в 2017 году этот показатель запланирован на уровне 1400 тыс. квадратных метров).

Но никакой стагнации на строительном рынке Тюмени нет: «Сейчас за счет того большого объема ввода, который был сделан в 2014-2016-м, мы сможем обеспечивать спрос как минимум два-три года. За это время найдут своих покупателей квартиры, которые остались не проданными. Затем вновь возникнет потребность в наращивании темпов строительства: мы ожидаем, что в конце 2018-2019-м застройщики оживятся, и следующий пик вводимого объема жилья придется на 2020-2021 годы».

Тем более, что, по информации риелторов, рынок жилья в Тюмени уже ожил, и количество ежемесячно совершаемых сделок неуклонно растет.

Впрочем, горожан все чаще волнует вопрос: не теряется ли в этой гонке за квадратными метрами качество строящихся жилых домов? «В основном качество никак не страдает от темпов строительства, – объясняет С.В. Шустов. – В первую очередь оно зависит от профессионализма проектировщика. К сожалению, у нас кратно сократилось количество проектных организаций, хороших проектировщиков можно по пальцам пересчитать». Один из нашумевших примеров – накренившийся дом на Беляева, 23. Само здание было построено качественно – нигде нет ни трещин, ни деформаций. Ошибка была допущена именно на этапе проектирования – для фундамента выбраны не свайные конструкции, а монолитная плита, что и привело к крену.

Другими немаловажными факторами при возведении объектов являются профессионализм руководителя строительной организации и уровень квалификации рабочих кадров. А еще – те цели, которые преследует застройщик. Безусловно, есть надежные компании – таких на тюменском рынке, говорит Сергей Викторович, большинство (ТДСК, ПСК «Дом», «ЭНКО Групп» и другие). Но работают и те, для кого основополагающим является получение прибыли. Безусловно, в наше время новых технологий и современных материалов вопрос сокращения сроков и удешевления строительного процесса решается легко. Важно при этом, по мнению моего собеседника, найти золотую середину и не гнаться за прибылью в ущерб качеству.

«Всегда есть риск эту тонкую грань перейти, – говорит С.В. Шустов. – В итоге может быть построен вроде бы хороший дом, но недолговечный. К такому результату приводит, например, использование композиционных материалов, сделанных не по ГОСТу. А если вдобавок еще и качество работ не соответствует нормативам, то лет через 5-10 мы начинаем пожинать плоды такого «экономного» подхода».

Впрочем, откровенно некачественная жилая застройка для областной столицы – скорее исключение. Стараясь удовлетворить запросы требовательных покупателей, строительные организации все чаще делают ставку на индивидуальность, уникальность. Вспомнить хотя бы «Европейский», ставший в 2014 году лучшим в России микрорайоном в номинации «Мастер-план» по итогам международного архитектурного конкурса FIABCI Prix d’Excellence, или клубный дом «Вертикаль», в 2017-м победивший в номинации «Лучший архитектурно-строительный проект» в этом же конкурсе. Даже так называемые «панельные» микрорайоны (лидером по панельному домостроению по-прежнему остается ТДСК) используют комплексный подход к застройке, который предусматривает не просто строительство и отделку зданий, но и продуманное благоустройство территории – наличие всех необходимых функциональных зон: площадок для занятий спортом, детских игр, прогулок, парковок.

Кстати, обеспечению жилой застройки парковочными местами сейчас уделяется особое внимание, и на это есть объективные причины. Значительно улучшилось благосостояние граждан, квартира, машина перестали быть предметами роскоши. Более того, нередко на семью приходится не один, а два, три автомобиля. Неудивительно, что мы занимаем лидирующие позиции и в рейтинге обеспеченности автотранспортом на душу населения. Следствием явилось то, что в микрорайонах, построенных 15?20 лет назад и не рассчитанных на такое количество автотранспорта, остро не хватает места для парковки. Несколько лет назад в нормативную базу внесли изменения и теперь, по словам Сергея Викторовича, невозможно сдать жилой дом или микрорайон, если он не соответствует всем требованиям, предусматривающим обязательное наличие необходимого количества парковочных мест либо в подземных паркингах, либо на специально отведенной заасфальтированной придомовой территории.

По-прежнему огромное внимание уделяется и вопросу обеспечения жильем людей, проживающих в домах ненадлежащего качества. «В.В. Якушев поставил задачу реализовать программу по переселению из ветхого и аварийного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2016 года, в довольно короткие сроки, – говорит начальник Главного управления строительства. – Наибольший объем аварийного жилья сосредоточен в Тюмени и Тобольске, поэтому основной упор будет сделан на эти города. Часть муниципальных образований региона ликвидирует аварийный фонд уже к концу года, в остальных планируем завершить программу к концу 2018-го». Мероприятие, безусловно, дорогостоящее: около 10 млрд рублей было потрачено на первый этап программы, в который вошли дома, признанные аварийными по состоянию на 1 января 2012 года, примерно такой же объем средств потребуется на реализацию современного этапа.

Естественно, жилые строения, не включенные в перечень, но по какой-либо причине (взрыв газового баллона, как в Ялуторовске в 2016-м, трещина, деформация, обрушение, как в Тюмени на улице Харьковской, 44, и т.д.) пришедшие в аварийное состояние, также сразу расселяются. Но чтобы свести подобные случаи к минимуму, объясняет Сергей Викторович, а также не допустить критического состояния тех домов, срок службы которых подходит к концу, внимания только со стороны города недостаточно: «Важно, как содержат дом жильцы и управляющая компания. Ведь для того, чтобы здание пришло в негодность, на самом деле не много и надо. Если из-за неисправности внутренних сетей в подвалах вода, разрушается фундамент, если протекает крыша – могут пойти деформации, начнут рассыпаться стены. И только в том случае, когда во время эксплуатации выполняются все требования по содержанию домов, они простоят отведенный им по нормативу срок, а возможно, и дольше».

Завершая беседу, Сергей Викторович назвал приоритетные направления работы Главного управления строительства Тюменской области на будущее: «В ближайшие два-три года в регионе особое внимание будет уделено строительству школ во избежание переполненности в средних общеобразовательных заведениях, и детских садиков, чтобы ликвидировать очередность. В 2018-м будем сдавать школу в Ямальском-2, строится школа на Мысу, строится школа в микрорайоне Суходолье. Она будет готова в 2019 году.  Уже построена коробка здания будущего детского сада в новом микрорайоне ”Три богатыря” в Патрушева, строится садик в Тюменском-2, завершается разработка проектной документации на новый детский сад на Лесобазе, проектируется детский сад в Ямаьском-2 и две школы: в Ямальском-1 и поселке Мыс.

В Тобольске в скором времени появятся большая школа на 1200 учащихся, детский сад, спортивный комплекс, хоккейный корт. Готовится проектная документация на строительство школы на 900 учащихся в Заводоуковске.

Кроме того, губернатор поставил задачу ликвидировать школы в деревянном исполнении: всего по югу области их 43. Программа сейчас находится на стадии разработки. В ней будет идти речь не только о замене деревянных зданий на более надежные, но и о предоставлении учащимся современных комфортных условий обучения – оснащении школ компьютерными классами, интерактивными досками и т.д. Думаю, через два-три года мы уже начнем ее реализацию.

Другим приоритетным направлением для управления строительства является развитие улично-дорожной сети областного центра. Завершается строительство нового моста через Туру по улице Мельникайте, одновременно проводится демонтаж конструкций старого моста. В следующем году планируется построить его вторую часть. Появление нового моста неизбежно потребует расширения участка автомобильной дороги от улицы Харьковской до Дружбы.

Готова проектная документация на развязку 50 лет Октября – Мельникайте. Также в планах появление развязок Республики – Мельникайте, 30 лет Победы – Мельникайте, Дружбы – Мельникайте. Очередность работ будет определяться готовностью проекта и наличием достаточного объема средств.

Но все же самыми стратегически важными можно назвать два реализуемых в настоящее время проекта. Первый – завершение кольцевой дороги: его мы ждем к сентябрю 2018 года. Второй – создание улицы непрерывного движения по Мельникайте. Она должна помочь разгрузить центральную часть города от заторных явлений в часы пик.

Конечно, помимо строительства крупных объектов есть повседневные работы, направленные на поддержание городских дорог в нормативном состоянии: ремонт улиц, фрезерование. И лучшей оценкой для нас становятся слова горожан и гостей регионального центра, что в Тюмени хорошие, ровные дороги».


Создано: 29.01.2018
Дата обновления: 29.01.2018
Источник: Главное управление строительства Тюменской области