Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

Тюмень по праву называют «воротами Сибири», именно отсюда началось в XVI веке освоение землепроходцами неизведанных территорий. Впрочем, для многих и сегодня знакомство с северным краем, его славной и богатой историей, удивительной культурой и самобытными традициями начинается с Тюмени. А если уж город заслужил почетное звание «ворот», то и дороги к нему должны быть под стать – современными, надежными и безопасными. 

Чем больше город, регион, государство, тем острее потребность в качественной разветвленной дорожной сети. Именно от нее зависит единство страны и ее социально-экономический рост. У Тюменской области в ведении более 19 тысяч автомобильных дорог. За последнюю пятилетку их протяженность увеличилась более чем на сто километров. И это, конечно, далеко не предел.

На дорожное строительство в этом году регион планирует потратить более 12 млрд рублей. Об этом на традиционной весенней пресс-конференции сообщил заместитель начальника Главного управления строительства Тюменской области Андрей Николаевич Чистяков. Несмотря на то, что экономическая ситуация в стране далеко не самая благоприятная, область не намерена отказываться от крупных и амбициозных инфраструктурных проектов. Все они призваны решить главные транспортные проблемы Тюмени: недостаточную пропускную способность и, как следствие, пробки в центре города в часы пик, разрывы улично-дорожной сети, а значит, увеличение количества времени, которое водители проводят в пути, большегрузы, курсирующие прямиком через город, портящие дорожное покрытие и снижающие скорость движения транспортного потока...

Один из самых масштабных переходящих проектов прошлых лет – Третья кольцевая автомобильная дорога, которая должна соединить федеральные трассы за пределами города. Она позволит транзитному транспорту миновать центральные улицы Тюмени, что положительно скажется не только на экологической ситуации, но и уменьшит воздействие на автомобильное полотно. Общая протяженность трассы – 55 километров. До завершения строительства объездного пути осталось уложить еще 8 км. «Мы запустим движение по всей объездной до конца 2018 года, – заявил Чистяков. – В завершающей стадии строительства – работы по третьему пусковому ходу Восточного обхода кольцевой дороги. На данный момент идет возведение развязки на пересечении автодороги Тюмень – Быково – Копытово, закончить которое мы планируем в конце текущего года».

Завершать строительство объездной дороги ранее планировали посредством государственно-частного партнерства. Если проект все же будет реализован с участием инвесторов, в Тюмени появится первая платная дорога протяженностью 4 километра. Однако, по всей видимости, замыкать кольцо будут без помощи частных компаний. На то есть ряд причин. «Первое. Сейчас необходимо доработать проектную документацию, которая ранее не предусматривала некоторые технические новшества, появившиеся на федеральном уровне. Второе. Руководитель Федеральной антимонопольной службы выказал настороженное отношение к аналогичным проектам ГЧП, за реализацией которых кроется уход от 44-ФЗ. Это мнение мы не можем игнорировать. Третье. Когда мы структурировали наш проект, то рассчитывали на субсидию из федерального бюджета: ее размер зависит от сбора платы по системе ″Платон″. Однако в связи с пересмотром тарифов и снижением поступлений в дорожный фонд доля участия государства в субсидировании проектов ГЧП тоже уменьшится. Наконец, чтобы сделать этот участок дороги платным, требуются дополнительные затраты, в частности, на пункты сбора платы, их содержание и содержание обслуживающего персонала. Все это увеличивает общую стоимость проекта. Поэтому необходимо взвесить все за и против, чтобы принять окончательное решение», – резюмировал А.Н. Чистяков.

В границах Тюмени немало и других крупных объектов, которые должны поспособствовать улучшению дорожно-транспортной обстановки в городе. По некоторым из них в этом году будет запущено движение. В частности, будут завершены все основные работы по строительству первого этапа моста через Туру на улице Мельникайте (на сегодняшний день это самый дорогостоящий региональный проект). Движение по его новой части будет открыто. Завершаются также работы на пересечении обхода города Тюмени с Мельникайте – осталось только благоустроить пешеходные переходы и построить тротуары. В ближайшей перспективе – начало строительства участка кольцевой дороги от улицы Тополиной до Старотобольского тракта с двумя транспортными развязками…

Говорят, что Москва – это еще не вся Россия. Вот и судить о дорожно-транспортных проблемах нашего региона по проектам областного центра не стоит. Тюменская область – большая и очень разная. В то время, как в Тюмени всеми силами стараются строить дороги и развязки, мосты и переходы, чтобы жители не стояли в пробках и могли спокойно передвигаться по городу в любое время суток, для жителей некоторых поселений хорошая дорога к родному дому – большая ценность. Из 1231 населенного пункта асфальт проложен к  993 из них.  «В целом 99 % нашего населения обеспечены дорогами в твердом покрытии, остались те поселения, которые значительно удалены от областного центра или с малым числом жителей, – поясняет А.Н. Чистяков. – При этом не стоит забывать, что затраты на дорожное строительство всегда были внушительными, поэтому мы строим поэтапно. В приоритете для нас наиболее многочисленные населенные пункты с перспективным развитием сельского хозяйства и производства, такие, куда готов прийти инвестор и вкладывать в их процветание».      

Есть в регионе также земли, куда в летний период можно добраться только по воздуху. Авиасообщение с селами Заболотья Тобольского района регулярное, и альтернативы этому виду транспорта у жителей попросту нет. Почти восемь месяцев в году эта территория болот и труднопроходимых лесов отрезана от большой земли. Зимой до районного центра можно добраться по зимникам, проблемы же возникают в межсезонье с наступлением распутицы.

«Бросить людей мы не можем», – констатирует Андрей Николаевич. С мая 2017 года рейсы в труднодоступные районы были возобновлены. На обеспечение авиасообщения между Тобольском и Заболотьем уходит около 40 млн рублей в год. Финансирование осуществляется по количеству необходимых полетов – около 280 за сезон.

Любая программа развития, и дорожная не исключение, должна опираться на последнее слово науки – без инноваций невозможно движение вперед. Главное управление строительства Тюменской области работает в тесном сотрудничестве с учеными-«дорожниками» Тюменского индустриального университета. Кому как не им лучше всего знать о климатических и географических особенностях края и его привередливых почвах. По словам Андрея Николаевича, прорывных идей, которые не были бы опробованы на тюменских дорогах, нет. Любое ноу хау, заслуживающее внимания, стараются применять на экспериментальных участках Тюменской области.

Одна из последних находок – использование в дорожном строительстве диатомита,  осадочной горной породы, состоящей преимущественно из остатков водорослей. Залежи этого ценнейшего сырья – отголоски далекого прошлого, когда на территории нашей местности было море. Сегодня диатомит достаточно широко  применяют в разных сферах промышленности в качестве фильтрующего элемента, шлифующего компонента в металлической полировке и зубной пасте, средства от насекомых, природного абсорбента, а также матирующего вещества для покрытий. Кроме того, его используют как усиливающий элемент в пластмассах, каучуке и стабилизирующий компонент динамита.

Как известно, в Тюменской области нет своего щебня, поэтому приходится использовать привозной, что, соответственно, увеличивает стоимость строительства. Именно в качестве альтернативы этому сырью производители предлагают использовать тюменский диатомит. Кроме того, данный материал обладает отличными теплоизолирующими свойствами, что очень кстати, когда речь идет о строительстве северных дорог. «Мы ищем наиболее подходящий грунт, где технология с использованием диатомита могла бы дать максимальный эффект, – для этого материала требуется хорошо промерзающее основание. Сейчас мы наблюдаем за состоянием участка, в автодорожное полотно которого уложен диатомит, но окончательных результатов пока нет», – пояснил заместитель начальника ГУСа. Приживется ли данная технология на тюменской земле, и будем ли мы в скором будущем ездить по диатомитовым дорогам, покажет время. Из множества интересных, прогрессивных идей и новинок нужно выбрать самые эффективные. Как, например, произошло с высокопрочным щебеночно-мастичным асфальтом, вытеснившим со временем пористый асфальтобетон. Последний в настоящее время используют только на малоинтенсивных дорогах и пешеходных тротуарах.

По словам Андрея Николаевича, очередность реализации проектов в Тюменской области определяется по принципу «слабого звена», и именно сейчас дорожники ведут строительство на самых проблемных участках нашего региона. А значит, совсем скоро областной центр сможет вздохнуть свободнее, а у удаленных поселений откроется второе дыхание, потому что без дорог сегодня никуда. Они – энергия развития и процветания нашего кра


Создано: 29.01.2018
Дата обновления: 29.01.2018
Источник: Главное управление строительства Тюменской области